"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 28-03, 19:54

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15-01, 13:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-10, 07:14
Сообщения: 294
По просьбе уважаемого Ugni дублирую здесь мой перевод статьи из книги К.Турской.

Южное и восточное влияние
(летник, торлоп, шуба польская и шуба литовская)

"Бесспорно установлено присутствие литвинов, русинов, венгров а также чехов, валахов в Польше, их участие в военных и политических делах, в жизни двора, что давало без сомнения некоторое смешение стилей в интересующей нас области. Что не было, впрочем чем-то особенным. При венгерском дворе во времена Анжуйской династии оставались в употреблении длинные местные одеяния, вместе с короткими французскими, что реалистично изображено на средневековых миниатюрах «Chronicon Pictum» 14 века. На направления развития моды имело однако влияние не столько сосуществование множества разнородных форм одежды, сколько сила влияния, связанная с высшей ступенью цивилизации. Во времена правления Владислава Ягайло князья литовские, бояре, дворяне и служилые литовско-русские были одеты в платья соответствующие на тот момент принятой при дворе моде. Для князя Витовта в вавельской мастерской шились якки и йопулы (вид дублета). Брат короля, князь Андрей, после освобождения из плена в Checinach получил сукно и много платьев, в том числе две йопулы – бархатную и атласную, сукно черное и алое на туники, из которых одна была длинной, плащ, наконец подкладка под тунику из беличьих животов, похожую на королевскую. Один из королевских постельничих, среди которых хватало литвинов, получил в 1394 году ядвабную (сорт бархата) йопулу, а Пашко Русин, тоже постельничий- «strictam iopulam» с обозначением «sicut ceteris cubiculariis». В счетах двора к регулярным относятся выплаты за одежду для сокольничих, псарей и скарбников, закупленной в Кракове. Треть записанных в этой группе имен,- это русские имена или литовские. Примеры можно приводить и далее, особенно относительно лучших и роскошных платьев, а также относительно рыцарского снаряжения. Ивану из Витебска послано пара обуви цветной остроносой, модной во 2 половине XIV века по всей Европе.
Во время после смерти Владислава Ягайлы и выезда королевичей из страны, роль восточных платьев в Польше еще больше уменьшилась. Избрание королевича Казимира Ягелончика на великокняжеский стол в Вильне затормозило приток литовско-русских шуб в Польшу. Ориентация политики Збигнева Олесницкого оживило контакты с Ватиканом, Италией и Венгрией, откуда поступали в Краков первые новинки итальянской моды. Нельзя говорить также о южно-восточном влиянии. По письменным источникам торговля с Молдавией и более удаленными регионами в контексте одежных товаров обратное направление. Польские убранства, вывозимые на Восток, были популярны в Молдавии,- в Сучаве; а также в других странах. Придворная мода в Буде (столица Венгрии) развивалась под устойчивым влиянием французской моды, а потом,- во времена Матеуша Корвина- под влиянием реннесансной итальянской моды. Конфликты с Турцией доставляли без сомнения трофеи, среди которых хватало одежды, однако о влиянии турецкой моды относительно польского двора нельзя говорить.
Возвращение Казимира Ягеллончика в Вавель изменило ситуацию в Польше. Можно сказать, молодой король достигший зрелого возраста в Литве, принял обычаи и моду края своих предков. Письменные источники, например королевские счета за 1471-1472гг. и 1476-1478гг., дают малую цифру подтверждений по терминологии. Обращает на себя внимание платье называвшееся «летник»(лат.estivale). В советской литературе летник описывается как женское платье, характерно выраженной чертой которого были оригинальные рукава, сшитыми только от плеча до локтя, длинной по край подола. Русские летники относились к парадным уборам, украшались вышивками из жемчугов, золота и драгоценностей, охватывающими края рукавов, подола и ворота. В Польше они были скорее домашними женскими и детскими платьями, иногда мужскими. Шились они из легких тканей- adamaszku, атласа и сиенского «harrasu», употребима была тафта. Встречается в письменных источниках 2 пол.XV века, однако в списках свадебных одежд Казимира Ягеллончика летника не встречается. Не встречается его также в инвентарях королевских счетов королевича Владислава Ягеллончика (с 1471г.)
Другим примером терминологических заимствований служит «торлоп». Согласно польского описания к латинско- немецкому словарю 1490 г. торлоп означает небольшой русский кожух. В тексте статутов земских(1460-1470гг.), касающихся дела об объявлении судебного решения, торлоп горностаевый назывался в Польше «lvpyeszem»: «ktho nagany abo othzowye skazanye pana krakowskiego(…) lvpysze gronostayowe? To gest take kosvchi(pelles hermrelines) ma gemu dacz». Торлоп там описывается как кожух без покрытия тканью в виде компенсации за судебное решение. Использование кожуха-торлопа в польском законодательстве свидетельствует, что он был местным а не импортным изделием, используемым издавна всем обществом. Торлопы королевича Владислава Ягеллончика, из соболей, куницы и два беличьих, были стрижеными, шестой отличался широкими рукавами. Шесть торлопов относительно двадцати других меховых одежд может говорить о меньшей популярности либо об использовании в определенных условиях, например в дороге. В этом случае торлоп был бы просторнее привычного кожуха. Утверждение, что торлоп был литовским или русским кожухом, а не польским, основано на информации словарей, и требует подтверждений по изобразительным источникам. Искусство готики, к сожалению, не дает нам примеров такого рода. Использование аналогий из следующего периода истории костюма принесет, быть может, положительные результаты.
Оживленная торговля мехами с Востоком дал относительно высокий наплыв шуб в Польшу. Некоторое количество этих дорогих платьев двор получал из Литвы. Ян Длугош упоминает о дарах присланных Ягайле от литовских князей. В 1415 году Витовт одарил короля «сорока шубами, подбитыми соболями», а Свидригайло прислал в 1430 году «много дорогих мехов и шуб». Часть шуб князья литовские получили как откуп с Новгорода Великого и других мест Руси. В 1427 году новгородцы прислали Витовту драгоценные дары. Согласно Длугоша князь получил «50 шуб соболиных». Могло ли значительное количество шуб литовско-русских, оставшееся без сомнения в Польше, повлиять на изменение формы польской шубы? Основываясь на изобразительных источниках, невозможно этого утверждать. В нашей (польской) иконографии касательно данного вопроса отсутствуют характерные признаки восточной моды на них,- застежка на петлице или завязки на всем протяжении запаха, висячих рукавов равных длине одежды, отворотов на рукавах выше локтя, или швов позволяющих вынимать руки наружу, использование украшений жемчугами и золотым шитьем, которыми обшивались полы и рукава. Вспоминая эти украшения Ян Длугош писал, что Казимир Ягеллончик выслал через послов турецкому султану «шубы из драгоценнейших соболей, которые по краям и воротнику шиты были жемчугами и драгоценными камнями». Этих украшений, во многом несомненно восточными, не встречается в описях шуб, принадлежащих польской шляхте. Разница заключается также в крое. В отличии от конструкции из простокроеных частей ткани русских шуб, польский крой отличается от них отформованным покроем пройм и пришитым к ним рукавами нормальной длинны. Объем польских шуб достигается не клиньями а лишь конусным кроем, который осуществляется закладками возле шеи. Далее разница заключается в форме воротника и в застежках,- у нас (шуба застегивается) на одну пуговицу возле шеи, на пуговицы и маленькие петли, а ближе к концу XV века исчезает застежка. "
Замечания по переводу просьба кидать сюда:
http://alryk79.livejournal.com/3567.html
Позже добавлю еще кое-чего.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-01, 10:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-10, 07:14
Сообщения: 294
Далее:

"Стр.186
Верхняя одежда
Защитный характер верхней мужской одежды зависел в большей мере от сырья- кожи и грубого сорта сукна. Послевоенные археологические открытия выявили много фрагментов кожаной одежды и самостоятельных защитных элементов, конкретные исследования которых могут принести позитивные итоги в реконструкции кроя и технологии. Заслуживают особого внимания большие части кафтанов и головных уборов, использовавшиеся в военных целях. Влияние вооружения на форму повседневной одежды привел к тенденции приспособления ее к форме доспеха. Появление пластинчатых доспехов стало причиной укорочения исподних йопул и отчетливо расширенному крою пройм {рукавов}. Крой кабатов из твердой кожи, которыми рядовое рыцарство при недостатке средств на дорогой пластинчатый доспех удовлетворяло потребность в защите, наследовал форму вооружения.
{Кабат- куртка, кафтан}

Кабаты, туники и защитные элементы из кожи.
В предпринятых попытках реконструкции кроя использован материал, происходящий с территорий замка в Мiędzyrzeczu Великопольском и из Пултуска. Фрагмент кожи из Мiędzyrzecza Великопольского(из IV слоя, датированного 1340-1370) – это часть передняя часть кабата. В хорошем состоянии сохранилась нижняя часть с тремя отверстиями. Несохранившаяся верхняя часть делает невозможным реконструировать застежки, которые доходили видимо до шеи. Слегка изогнутая в поясе боковая линия и косые срезанные снизу края полы показывает, что крой кабата предусматривал выпуклость в области грудной клетки (рис.116).
Изображение
Не исключено, что первоначально в этом месте был закреплен металлический нагрудник.
Открытый в 1978 году на рынке в Пултуске части кожаного кафтана имеют еще более выпуклый перед. Сохранилась почти целиком верхняя часть левой половины переда, на которой есть следы шитья. Скроенный из четырех частей кабат, зашитый спереди и по бокам швом т.н «wszczyp»(края кожи прилегают друг к другу встык, стежки приходятся на половину их толщины и видны только на внутренней стороне), застегивался на плечах. Многочисленные следы свидетельствуют, что перед кафтана мог быть усилен дополнительно пластиной твердой кожи (рис.117).
Изображение
Возможно она задокументирована в объектах, найденных в позднесредневековых слоях при раскопках замка в Пултуске. Изготовленные из грубой, твердо выделанной кожи, они сохранили первоначальную форму. Общая их особенность это характерные надрезы, расположенные парами или единично вдоль краев, на расстоянии приблизительно от 1 до 1,5 см. Надрезы, не превышая 2 см длинны, выполняют несомненно конструкционное назначение. Часть предметов напоминает некоторые части кафтана. Кожаная пластина трапециидальной формы, с прорезями по краям двух длинных сторон, могла использоваться в качестве нагрудника (рис.118)."
Изображение

Данный материал, ИМХО, прекрасно дополняет исследования К.Блэра, который предполагал существование подобного доспеха на основании анализа изобразительных источников, но не имел фактического матерала.
Возможно подобный доспех мог испльзоватся и в ВКЛ.

Ю.Бохан "Зброя ВКЛ"
Часам набіўныя неметалічныя даспехі ўзгадваюцца пад тэрмінамі, што выкарыстоўваліся i для пазначэння звычайнай вопраткі, дзякуючы чаму ix баявое прызначэнне можна «апазнаць» толькі зыходзячы з кантэксту дакумента. {...}. У попісе войска Вялікага Княства Літоўскага 1567 г. падобная форма аховы цела выступае як «кафтан», прычым забяспечанасць кафтанамі ваяроў, асабліва ў павятовых харугвах, была даволі значнай. У Рэчыцкай харугве ix мелі 6 %, у Слонімскай - 8,1 %, у Пінскай - 8,6 %, у Віленскай - 8,3 %, у Браслаўскай - 18,9 %, а ў Ковенскай - 19 % апалчэнцаў. Кафтаны маглі выступаць i ў якасці самастойнай аховы цела i ў камплекце з пласцінавымі даспехамі, панцырамі, альбо асобнымі панцырнымі элементамі, у прыватнасці зарукаўямі. Так, напрыклад, у харугве Ашмянскага павета шляхціц Матыс Чыж «ставіл коней 3 збройно пнц.1, зброя бляхов., пр.; вси каф., согай., рогати.». Слугу, на ўзбраенні якога знаходзіліся «кафтан, збройя, меч, рогатина», выслала на попіс шляхцянка Бельскага павета, удава Мікалаевая Шорцава, «кони два - один в панцеру, а другий в кафтане, зарукаве панцеровое, рогатина» выставіла на попіс Барбара Венцлававая i г. д.
Спецыфічнай формай неметалічнага даспеха фіксаванага попісам 1567 г., з’яўлялася «скурка», альбо «скурка лося», якую ў Рэчыцкай, Мазырскай i Менскай харугвах мелі, напрыклад, па два чалавекі, у Слонімскай i Ковенскай - па тры, у Віленскай - чатыры. Нічога канкрэтнага аб выглядзе гэтага даспеха сказаць немагчыма, аднак можна меркаваць, што ён уяўляў сабой від скуранога кафтана, ці, хутчэй, калета, які, дарэчы, вырабляўся звычайна якраз з ласінай скуры i выкарыстоўваўся як у выглядзе паддаспешнай вопраткі, так i ў выглядзе самастойнай аховы цела."

Учитывая, что кафтан мог быть изготовлен и из кожи, вполне вероятно, что подобные вещи существовали и ранее. При этом надо отметить, что существование подобного доспеха на территории Руси в специфических формах не исключено. Русская иконография вещь сложная, существует довольно много изображений, доспех на которых может быть изготовленным из неметаллических материалов. Однако говорить об этом можно лишь при наличии артефактов.

Кафтаны по форме похожие на кафтаны, приведеные Турской, можно с определенной долей вероятности идентифицировать на некоторых княжеских печатях ВКЛ. Например на печати Дмитрия Корибута 1386 года.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-11, 22:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 16:36
Сообщения: 27
мастерской шились якки и йопулы (вид дублета)

Сподня йопула к которой привязывались шоссы, но вроде была еще и верхняя йопула типа такой как на фото или я путаю?А на надгробии Владислава Ягайлы что изображено?

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 00:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 04-10, 20:39
Сообщения: 361
на надгробии Ягайло изабражена верхняяйопуа.Скро залью статью о этом надгроии.

_________________
http://gedygold.livejournal.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 11:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 16:36
Сообщения: 27
ждёмс:)
А есть что то подробнее о якках? Изо к примеру.Просто пока путаюсь, а хочется пошиться нормально.Нет ли фото готового новодела кабата что бы глянуть, как люди решают?
Или freha перелопачивать?

_________________
Cześć...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 11:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 04-10, 20:39
Сообщения: 361
Якка впринципе была 2 типов - гражданская и военная. Примерно тоже можно выделять и среди дублетов в Зап.Европе. Например дублет того же Карла де Блуа - это вроде как военная одежда, а с другой стороны есть изо , где такого рода дублеты выступают в роли гражданской. И покрой соответствующий - четырёхчастная приталенная одежда. Особой разницы между кабатом, яккой и иопулой сподней не было. Во всяком случае по покрою. Материалы, наличие стёганой подкладки - вот в чём они отличались. Ведь приведенные Альиком фото кожанных кабатов вполне могли применяться и на войне. Точно так е как Турская пишет, что сподние йопулы изменили свой внешний вид под влиянием защитного вооружения - т.е. могли использоваться как поддоспешная одежда. А якки из шёлка и бархота использовались как парадные одеяния. Поэтому на мой взгляд отличитя был, но не столь существенные.

_________________
http://gedygold.livejournal.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 12:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 16:36
Сообщения: 27
Кабат- исключительно кожанный, с выпуклостью на груди, длинной чуть ниже паха.Сверху на него можно одеть нагрудник.
Рукавов у кабата нет как и подкладки-верно?
А под это йопула той же длины только простеганная.Ногавицы в таком случае к брэ?(кстати как правильно по польски:))



*Не исключено, что первоначально в этом месте был закреплен металлический нагрудник.

Есть какая то конкретно польская форма нагрудника(всмысле артефакты) или можно использовать миланский из чурбургской коллекции?

Поверх этого всего можно ли одеть налатник (тонкий)

_________________
Cześć...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 12:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 04-10, 20:39
Сообщения: 361
Рукава н сохранились. Помимо кожаных были и суконные, бархатные и шёлковые кабаты.
Могли одевать споднюю йопулу к которой крепили шоссы, а сверху верхнюю йопулу.
НаТФ обсуждали полький нагрудник из Музея войска Польского...возможно, что этонагрудник от доспеха 16 века.
http://foto.mail.ru/list/alryk/142

_________________
http://gedygold.livejournal.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-03, 13:37 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Изображение

гражданский костюм с надгробия силезского князя Болеслава Второго.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Последний раз редактировалось Ugni 03-02, 17:32, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-05, 12:45 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Йопула и кабат детально по кроям, отличия от котарди, очень полезные картинки.

Йопула

Изображение

Изображение

Изображение

Йопула, кабат:

Изображение

Изображение

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Последний раз редактировалось Ugni 04-05, 09:43, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-06, 16:29 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Średniowieczny kościół w Haczowie

Изображение

Изображение

Tryptyk z Połomi

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Średniowieczny Kościół w Brzezinach (podkarpackie)

Изображение

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11, 21:42 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Краков, полиптих августинцев, 15 век.

Изображение

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Последний раз редактировалось Ugni 03-02, 17:42, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-01, 00:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06-11, 21:09
Сообщения: 29
Спасибо интереная тема.
Несколько вопросов.

Выкройки взяты у польских коллег как я понимаю. Они ссылаются на когото из польских исследователей или это варианты предложенные нашими колегами реконструкторами?

Как пишется "йоппула" на латыни (Joppula?)и есть ли она одним и тем же, что soppulas (множественная форма?), sopulam или zoppam (zupan?) документов конца 14 первой четверти 15 века?

_________________
... он же Lyho.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-01, 07:58 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Выкройки взяты у польских коллег как я понимаю. Они ссылаются на когото из польских исследователей или это варианты предложенные нашими колегами реконструкторами?


реконструкторами на основе изобразительных источников.

Цитата:
Как пишется "йоппула" на латыни (Joppula?)и есть ли она одним и тем же, что soppulas (множественная форма?), sopulam или zoppam (zupan?) документов конца 14 первой четверти 15 века?


йопула от лат. ioppa
якка от лат. iacca/ fr. jaquet

про множественные формы информации не встречал.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-05, 11:51 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Ugni
А возможны ли сочетания якка-кожаный кабат?

есть еще какие-то изо с кабатом и яккой?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-05, 14:15 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Читаем:

Jaka, (na zbroję i cywilna)

http://www.freha.pl/index.php?showtopic ... =0&start=0

Pytanie o jopule

http://www.freha.pl/index.php?showtopic ... =0&start=0

Kabat

http://www.freha.pl/index.php?showtopic ... =0&start=0

skórzana tunika lub jaka (здесь кстати люди говорят что описанный Турской т.н. "кожаный кабат" из Пултуска как бы не кабат, а неведомая хуйня).

http://www.freha.pl/index.php?showtopic=6400&hl=kabat

Co pod chłopską jaquette (żakiet, kabat??) w pol. XIV w

http://www.freha.pl/index.php?showtopic=5845&hl=kabat

Rozporki w dubletach i jopulach

http://www.freha.pl/index.php?showtopic=16387&hl=jopula

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-05, 14:27 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Za Gutkowską i Turską (obie książki są na płytkach od Watchera):
- krój z 4 lub 8 części, dopasowany do sylwetki, watowany na korpusie
- rękaw dopasowany do przedramienia, lekko luźniejszy wyżej, z niewielkim dodatkowym "luzem" na łokciu. Zapinany na małe guziki na przedramieniu.
- rękaw zszywany z 1 kawałka, tak jak typowy, z 1 szwem z tyłu (przez łokieć)
- kabat jest mniej-więcej do kolana lub trochę za
- zapinany na guziki do bioder
- ma kołnierz-stójkę.
- wszystkie guziki, o ile wiem, powinny być obciągnięte tkaniną.
- to szata wierzchnia, nie dublet ani żaden jego odpowiednik. Kabat powinien być szyty z grubszych materiałów, z podszewką. Kojarzę też krótki kabat uszyty z grubej skóry.


Кабат по Гутковской и Турской:

- крой из 4 или 8 частей, возможно простеганый на корпусе
- рукав по форме предплечья с пуговичками, из одного куска со швом на тыльной стороне.
- длина до колена или чуть ниже, пуговицы до бедер
- воротник стойка
- это исключительно верхняя одежда из более грубых материалов чем другие виды одежды, с подкладкой

то есть как бы упелянд для бедных.

Кабат по терминологическому словарю польских реконструкторов и историков средневекового костюма:

"вид кафтана или куртки szyty z płótna, barchanu, adamaszku, kitajki (materia jedwabna tkana splotem płóciennym), atłasu, zamszu lub łosiowej skóry (niezły rozrzut), мог подшиваться мехом, или подкладкой, мог использоваться с аксамитом"

II tom Historii kultury materialnej w Polsce rozdz. XII:

кабат появился в Польше в конце 14 века, мог иметь длину до колена, мог одеваться через голову и быть сшитым спереди, мог также распахиваться и застегиваться на пуговицы или зашнуровываться. Всречается также упоминание что к кабату могли подвязываться шнурками шоссы как к дублету..."

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Последний раз редактировалось Ugni 04-05, 19:01, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-05, 17:56 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Ugni
Насколько оправдан кабат на рубеж 14-15вв?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-05, 18:06 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Содрал кабаты с freha.pl
Чувак в зеленом на каждой картинге одет в кабат
Изображение

Изображение

Изображение

А теперь мой любимый полиптих
Это тоже кабат?
Изображение

Изображение

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-06, 08:30 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Изображение

Tryptyk św Jadwigi, 1430

и дофига еще чего из книжки Chrzanowskogo "Sztuka w Polsce"

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... _img_0.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... _img_1.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... _img_7.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... img_10.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... img_11.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... img_13.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... img_16.jpg

http://www.artinfo.pl/files/pwn/chrzano ... img_17.jpg

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 19:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 17:42
Сообщения: 88
Откуда: Ижевск, Россия
http://www.ipicture.ru/uploads/100802/1hZwTO154q.gif
Бокстенская котта+статуя Ягайло.

http://s16.radikal.ru/i190/1007/dd/476356ef7826.jpg
Что получилось. Вполне адекватно, имхо, выглядит (конкретно йопула).
Из ошибок - пуговицы не до йаиц.
Из поправок - длина несколько уменьшена, мол, не король же.


Последний раз редактировалось Fantazior 02-08, 09:03, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 19:46 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Поправь ссылки. И расскажи какая связь между бокстенской коттой и йопулой Ягайлы. С первоисточниками естественно.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02-08, 09:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 17:42
Сообщения: 88
Откуда: Ижевск, Россия
Пардон. Поправил.

Прямой связи нет. Бокстенскую котту я упомянул как пример туникообразной одежды в Европе - пример использования клиньев для создания объёма и увеличения длины подола.

Всего способов расширения юбки лично мне известно 4:
1) Клинья
2) В складку
3) В сборку
4) За счёт ширины выкроенных деталей.

Первый способ выбран как наиболее простой и обоснованный для Европы 14 века. Можно было попытаться сделать юбку в складку и сборку, но спереди статуи Ягайло мы видим конкретные 2 части подола без малейшей складки.
Кроить за счёт ширины ткани? Вызывает сомнения, не доказано. Одно дело - чуть убавить ткань в талии, для создания силуэта. Совсем другое - отказаться полностью от геометрических форм.

P.S.
http://www.lansmuseet.varberg.se/upload ... 822939.gif

http://img67.imageshack.us/img67/4526/untitled2gg5.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-09, 20:41 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Вот наверное можно назвать йопулой - нет пуговиц, необтягивающие рукава, да и на упелянд-роб не похоже.

Изображение

Français 268 - Ab Urbe Condita BNF folio 468 1390 1400.
Un exemple de port de ceinture de noblesse sur houppelande courte à manches triangulaires.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Последний раз редактировалось Ugni 22-02, 23:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-09, 22:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22-01, 17:42
Сообщения: 88
Откуда: Ижевск, Россия
На Грудзенце, вроде как, много подобных одежд изображено.

Правильно ли использовать слово "йопула" для столь широкого круга разной (в т.ч. по крою) одежды?

Мне всё же кажется что нет.

Я бы, например, если ж на то пошло, назвал бы шмотке на миниатюре выше либо парадным кабатом (мне видятся отрезы по талии - слишком резкое сужение), либо непростёганной парадной яккой (длина располагает к такому решению. плюс подобная простёганная одежда с Грудзенца).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB